Проблема страха в работах философов прошлого

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти. Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу.

Новое в блогах

На мой взгляд, тема преодоления страха актуальна и в наши дни. Проблема страха как важнейшего модуса человеческого существования, организации внутреннего духовного мира человека восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления, так или иначе, рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

В чем же состояла философия удовольствия Эпикура Эпикур, – существует три вида страха: страх перед природой, перед богами и перед смертью.

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех негативных переживаний человека, другие, как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, которое направлено на редуцирование этого страха. Следует отличать страх от тревоги. Страх — это эмоция, направленная на избегание, как правило, внешней реально существующей угрозы, это ожидание чего-то определенного, можно сказать, что страх предметен или ситуативен.

Тревога — это смутное чувство беспокойства или опасения, ожидание чего-то неопределенного. Выделяют также экзистенциальную тревогу, которая присуща только человеку, в отличие от страха и тревоги, которые могут испытывать и животные. Экзистенциальная тревога — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий. Это состояние заключается в отсутствии предметной отнесенности.

Оно связано с тем, как устроен мир. Первым, кто четко разграничил страх и тревогу, был датский философ Сёрен Обю Кьеркегор, он противопоставил предметному страху, страху чего-либо, страх ничто. Он утверждает, что способность человека быть самим собой напрямую зависит от того, может ли человек встретиться со своей тревогой и двигаться вперед, несмотря на тревогу [4]. Страх перед смертью постоянно существует в бессознательном, потому что смерть будет оставаться для человека самым сильным и таинственным из всех переживаний до тех пор, пока он не побывает в ней.

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди говорят о своем бесстрашии в отношении смерти. Человек, утверждающий подобные вещи, бывает совершенно искренен. С экзистенциальной тревогой невозможно бороться, потому что, как было отмечено выше, она безобъектна.

Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти. Опыт клинической смерти не является подлинным опытом смерти, так как смерть не произошла. Поэтому размышление об этом виде страха является важным пунктом обучения саногенному мышлению. Размышление о страхе смерти полезно также и потому, что при этом происходит постижение индуцированного страха, а последний составляет существенный элемент и других страхов, таких, как страх перед болью, страх перед тем, что будет стыдно, или страх перед одиночеством.

Размышление о страхе смерти существенно отличается от размышления о смерти, ее сущности и обликах, практикуемых учителями мудрости или теоретиками медицины, пытающимися понять сущность смерти. Танатология как наука не может дать ответ на вопрос о природе страха смерти.

3. Страх перед смертью. Являясь сторонником материалистической философии, Эпикур утверждал бессмысленность этого страха, ибо не существует.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . :

Философские и этические проблемы похорон. Античные философы о смерти

Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти. Опыт клинической смерти не является подлинным опытом смерти, так как смерть не произошла. Поэтому размышление об этом виде страха является важным пунктом обучения саногенному мышлению. Размышление о страхе смерти полезно также и потому, что при этом происходит постижение индуцированного страха, а последний составляет существенный элемент и других страхов, таких, как страх перед болью, страх перед тем, что будет стыдно, или страх перед одиночеством.

Размышление о страхе смерти существенно отличается от размышления о смерти, ее сущности и обликах, практикуемых учителями мудрости или теоретиками медицины, пытающимися понять сущность смерти. Танатология как наука не может дать ответ на вопрос о природе страха смерти.

Размышления философа о страхе в различных его ипостасях . к бессмысленной смерти законопослушного человека, главным был.

Мыслитель 3 года назад Страшна не сама смерть а гнетущая и тёмная неизвестность что тебя обнимет когда ты с ней останешься один на один Важно уже при жизни уметь светло чувствовать и жить дальше себя освещая мрак бессмысленного. Это как упасть назад зная что тебя подхватят

Реферат: Учения Эпикура о преодолении страха

Человек, при жизни признанный гением, вплоть до последнего вздоха верил в собственное физическое бессмертие. Простые смертные не любят думать и не любят говорить о смерти. Великие, напротив, говорят о смерти легко, ибо живут с сознанием собственного бессмертия. Мудрый Кант, вопреки своему обыкновению, лапидарен и безжалостен:

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ страха СМЕРТИ. В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. Проблема страха, его разновидностей и взаимосвязей с тревогой.

В этом году я принял участие в работе секции конференции, посвящённой проблемам танатологии — науке о смерти. Танатология одна из наиболее актуальных и быстроразвивающихся сейчас в мире научных дисциплин. Петербургская школа танатологии стала одной из первой в России, изучающей онтологию смерти и умирания. Основал школу доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского университета Андрей Витальевич Демичев Основной вопрос, который меня интересовал — в чём смысл смерти?

Танатология учение о смерти возникла как раздел медицины, изучающей состояние умирания. Термин был предложен И. В конце прошлого века танатология получила мощный импульс развития за счёт исследований клинической смерти, проведённых в США и других странах. Современная наука вслед за религией приходит к выводу: Научные приборы фиксируют — за телесной смертью что-то есть.

Российские учёные сделали уникальное открытие: Академик Наталья Бехтерева уверена: Доктор психологии из Университета Аризоны профессор Гарри Шварц утверждает:

Философия смерти

Забвение бытия Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, погружение в жизненную рутину. С другой стороны, сознавать бытие, значит непрерывно сознавать бытие — не только мимолетность бытия, но и ответственность за свое бытие. Лишь в онтологическом модусе сознавания человек соприкасается с собой как творением собственной самости и потому обладает властью изменить себя.

В философии Шопенгауэр видит некое «противоядие», извлеченное . Таким образом, с точки зрения метафизической страх смерти.

Смерти боятся не только люди, а всё живое. Страх смерти — это естественное чувство, нужное в жизни природы. Животные, птицы, рыбы, насекомые стараются сохранить свою жизнь. Страх смерти есть желание жизни и помогает сохранить её; это чувство неизбежное, и всем нам, как это ни горько, придётся испытать его. Можно ли как-нибудь ослабить этот страх? Или хотя бы объяснить, потому что всё, что мы смогли понять и объяснить, делается менее страшным. Люди мистически боялись грома и молнии только до тех пор, пока не узнали их причины.

А может быть, лучше не пытаться что-либо объяснять, а просто не думать о том, что придётся когда-то умирать?

Вы точно человек?

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Но существует страх другого рода – метафизический, предмет которого не Безотчетный страх-тоска есть в конечном счете страх смерти, который.

В чем заключается суть процесса умирания — это прекращение существования или же переход на другой уровень бытия? Как преодолеть страх смерти? Остается ли после смерти человека бессмертная душа? Над этими вопросами люди не переставали размышлять на протяжении всей своей истории: Отвечать на них пытались философы в разное времена и в разных странах. Целые философские школы пытались отыскать приемлемый ответ на эти вопросы. Немного с другой позиции к этим вопросам подходили богословы, которые тоже давали свои варианты ответа.

Эти вопросы не перестают интересовать человека и по сей день? Известный философ ХХ столетия С. Кьеркегор написал о моменте смерти так: На каждом этапе он познает себя и окружающий мир. Взрослея, люди начинают осознавать себя личностью. Человек постепенно постигает, что его появление рождение в этом мире направлено на осуществление поставленной кем-то задачи, правильное решение которой зависит от самой личности.

Что такое смерть с философской точки зрения

В античной философии отношение к смерти определялось несколькими факторами, в том числе природой, характером смерти. Например, Платон в диалоге"Тимей" говорит, что"естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием". Тело умирает, это ясно. В этом не сомневался даже создатель учения об идеях. А что происходит с душой?

Страшна не сама смерть а гнетущая и тёмная неизвестность что тебя обнимет когда ты с ней останешься один на один. Важно уже.

На мой взгляд, тема преодоления страха актуальна и в наши дни. Проблема страха как важнейшего модуса человеческого существования, организации внутреннего духовного мира человека восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и направления, так или иначе, рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем.

В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Мировоззренческая культура эллинизма, пришедшая на смену классической античности, сохранила привязанность к теме смерти и бессмертия в духе Платона и частично Аристотеля, но усилила проблему страха.

Картина мира древних становится шаткой, непредсказуемой и, что более важно, неоправданной, ведь в поток времени существования теперь вмешивается судьба рок. Если классический античный дискурс оправдывал ход событий в личной истории жизни человека волей богов, то теперь на их смену приходит безликая мойра судьба , подчиняющая себе и самих богов.

В эллинистическую эпоху под влиянием восточных астрологических учений в Греции и Риме широко распространились фаталистические верования, в которых человек оказывался игрушкой слепого случая, капризного и изменчивого. В таком пространстве, где нет постоянства и предсказуемости времени, несомненно, усиливаются эсхатологические мотивы, возникает страх перед будущим.

Как избавиться от страха смерти

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно реальна! Узнай как победить страх, нажми здесь!